Что такое банкротство физических лиц, и как оно проводится?

Закон о банкротстве физических лиц принят 29.12.2014 года и вступил в силу с 1 июля 2015 года. После вступления этого закона в силу физические лица смогли применять по отношению к себе процедуру банкротства. Это означает, что граждане получили возможность на законных основаниях не оплачивать проблемные кредиты. Если заемщик официально признается банкротом, он избавляется от долгов.

Предпосылки к принятию закона

Необходимость принятия такого закона возникла из-за большого количества просроченных долгов. Население страны сильно закредитовано, уже нормальной стала ситуация, что гражданин выплачивает по 3-5 кредитов одновременно. Кризис усугубил ситуацию тем, что финансовое положение граждан изменилось. Многие попали в настоящую финансовую кабалу, долги росли из-за просрочек. Население столкнулось с коллекторами, судебные инстанции и служба приставов оказались завалены делами и просроченных кредитах.

Некоторые граждане попали в такую ситуацию, что они никак не могут справиться с долгами, даже прилагая все возможные усилия. Да и банки оказались в не лучшей ситуацией, они стали терпеть огромные убытки. На фоне этого и было принято решение о разработке и внедрении Закона о банкротстве.

Краткая суть закона

Дела о банкротстве граждан рассматриваются в арбитражном суде. Это довольно долгая и сложная процедура для ее инициатора. А обратиться за проведением может и сам должник, и банк. Свою несостоятельность нужно доказать документально. Если у должника есть ценное имущество, оно реализуется в счет погашения задолженности. Прежде чем стать банкротом, должнику предложат реструктуризацию на выгодных условиях. И только если он не в состоянии выплатить кредит и после реструктуризации, тогда гражданин становится банкротом.

Это лишь краткое изложение последовательности признания гражданина банкротом, на деле процесс может длиться месяцами. Закон имеет множество нюансов и реальных сложностей для гражданина, поэтому многие обращаются в юридические фирмы, которые сопровождают сделку, консультируют граждан и помогают собрать необходимые документы. Цель процедуры — доказать невозможность гражданина удовлетворить в полном объеме все требования кредиторов

Когда можно стать банкротом:

  • если обязательства заемщика перед кредиторами превышают 500 000 рублей;
  • если срок просроченной задолженности превышает три месяца;
  • если суд примет доводы о несостоятельности должника.

Какие документы нужно собрать для процедуры банкротства

Перечень документов довольно большой. Он касается самого гражданина, его семьи, имущества, места работы, доходов и проблемных кредитов. На основании этих документов и будет приниматься решение о признании гражданина банкротом.

Группы необходимых документов:

  1. Документы самого гражданина и его семьи (свидетельства о браке, разводе, рождении детей, брачные контракты и пр.). Также нужны СНИЛС с выпиской по пенсионному счету и ИНН.
  2. Документы о финансовом состоянии. Документы на его движимое и недвижимое имущество, документы о доходах за последние три года, выписки с банковских счетов и пр. Если гражданин не работает, нужно получить в Центре Занятости о том, что этот человек признан безработным.
  3. Документы о проблемных кредитах. Это кредитные договора, расчет задолженности, список кредиторов (расписать, сколько и кому должен гражданин, место нахождения кредиторов, как с ними связаться).

Все эти документы нужно приложить к заявлению. При желании самостоятельно написать это заявление, его форму и правила заполнения можно найти в интернете. Количество копий основных документов должно соответствовать количеству кредиторов, указанных в заявлении. Соответственно, если это три разных банка, то и комплектов документов должны быть три. Заявление с приложенными документами подается в канцелярию арбитражного суда по месту проживания гражданина. С момента подачи заявления о банкротстве нельзя совершать гашение проблемных кредитов.

Что дальше?

Если суд в итоге признает, что заявление обосновано, и гражданин признается несостоятельным, то суд назначает финансового управляющего, который теперь будет руководить финансовыми делами заявителя. Определение выносится в течение пяти дней, оно направляется самому должнику и саморегулируемой организации, которая назначит финансового управляющего. За работу управляющего должник должен заплатить 25000 рублей.

После назначается первое судебное заседание, на нем принимается решение о проведении реструктуризации задолженности. План реструктуризации предлагает сам должник либо его кредиторы, его нужно предоставить финансовому управляющему. Проведение реструктуризации возможно, только если должник имеет место работы и регулярный доход на дату проведения заседания.

Если гражданин признается неподходящим для процесса реструктуризации, или же составленный план не был одобрен, то тогда следующий шаг на пути к процедуре банкротства — реализация имущества должника. Этим вопросом также занимается финансовый управляющий.

Не может быть реализовано:

  • единственное жилое имущество должника и его семьи;
  • предметы личного пользования (драгоценности, предметы роскоши под это не попадают);
  • имущество, необходимое для осуществления профессиональной деятельности;
  • призы, государственные награды;
  • скот, пчелы, кролики прочая живность, не являющаяся объектом предпринимательской деятельности.

Если речь идет об имуществе супругов, оно все равно реализовывается. После реализации одна половина уходит на удовлетворение требований кредитора, а вторая передается супругу. При этом второй супруг имеет право участвовать в процессе и выступить покупателем реализуемой части имущества.

Банкротство — сложная и долгая процедура, сопровождающаяся сбором огромного пакета документов. Самостоятельно провести собственное банкротство крайне сложно, потому рекомендуется обращаться к юристам, которые занимаются сопровождением таких дел.